Как стало известно сегодня, Саудовская Аравия приняла решение о том, что российские нефтегазовые компании могут участвовать в тендерах по освоению нефтегазовых месторождений на территории королевства. Осведомленные российские источники пояснили РИА "Новости", что до сих пор в Саудовской Аравии на государственном уровне существовало негласное вето по допуску российских компаний в святая святых королевства - нефтегазовый сектор. Так что это первый реальный шаг в экономическом сотрудничестве России с этой одной из самых влиятельных арабских стран за всю послевоенную историю.
Речь идет, прежде всего, о разработке трех новых газовых месторождений. По данным РИА "Новости", первоначально российские компании смогут попытаться получить субконтракты по доставке и налаживанию оборудования, необходимого для освоения месторождений.
Основными же компаньонами саудовцев скорее всего станут "Эксон Мобил", "Шелл" и "Бритиш Петролиум". Эр-Рияд еще в конце 1998 года отказался от опоры на собственные силы в развитии нефтегазового комплекса. Первое предложение о сотрудничестве было сделано американцами, за ними пришли и другие западные компании.
Хотя дипломатические связи между Россией и Саудовской Аравией были восстановлены в сентябре 1990 года, а соглашение о культурном, экономическом и инвестиционном сотрудничестве было подписано еще в 1994 году, очень долго в их отношениях ничего не менялось. Товарооборот межу двумя странами составлял смехотворную сумму - в 2001 году он достиг 57 млн долларов США, а в 2001 - 67 млн. В этом году ситуация изменилась к лучшему, и товарооборот только в первом полугодии составил 53 млн долларов.
В июле 1998 года между ЗАО "Стройтрансгаз" и саудовской "Саад А. Кахайл & Партнерз" было подписано агентское соглашение. Саудовская сторона обязалась обеспечить регистрацию российского партнера в качестве потенциального подрядчика нефтегазового госконцерна "Арамко" в области добычи и транспортировки. Но формулировка - "потенциальный" не давала реальной возможности работы на саудовской территории. Саудовцы - очень осторожны и не доверяли российским бизнесменам, тем более, что политический диалог между странами был достаточно вялым. Не ощущая заинтересованности в сотрудничестве на государственном уровне, которое, по мнению арабских бизнесменов дает гарантию надежности партнера, речи о реальном допуске российских компаний до сегодняшнего дня не шло.
Экономика Саудовской Аравии традиционно ориентирована на США, но после 11 сентября американо-саудовские отношения были омрачены обвинением Эр-Рияда в поддержке терроризма, пусть и не на официальном уровне. В результате саудовцы начали поиск возможностей для диверсификации направлений экономического и политического сотрудничества.
При чем речь не идет о том, что саудовцы уйдут с американского рынка, а США, наоборот, прекратят поставки нефти из Саудовской Аравии и обратятся к российской нефти. Нет, просто каждая из стран поняла необходимость диверсификации экономических связей.
Нынешнее решение Эр-Рияда о допуске российских компаний последовало через две недели после 1-го совместного заседания межправкомиссии по торгово-экономическому и торгово-техническому сотрудничеству, которое состоялось в середине октября в Москве. В ходе заседания было также принято решение, что российские нефтяники по приглашению госкомпании "Арамко" - одной из первых нефтяных компаний Персидского залива - посетят до конца этого года Саудовскую Аравию.
За последний год налажен и диалог между Москвой и Эр-Риядом в рамках ОПЕК. Как заявил обозревателю РИА "Новости" министр финансов и национальной экономики Садовской Аравии Ибрагим аль-Ассафа, "наши страны не являются конкурентами, так как мировая потребность в нефти только возрастает". Он также подчеркнул необходимость координации действий России и Саудовской Аравии для стабилизации уровня мировых цен на нефть.
Как еще одно проявление политики диверсификации внешних связей Эр-Рияда следует рассматривать и заявление, сделанное в понедельник министром обороны и авиации Саудовской Аравии принцем Султаном бен Абдель Азизом. По его словам, "если США откажутся продавать королевству оружие, оно может найти его на других рынках".
Интересно, что если в США после 11 сентября участились нападки на Эр-Рияд, то Москва, не смотря на традиционные намеки на то, что саудовские и другие арабские капиталы идут на поддержку чеченских боевиков, наоборот активизировала свои отношения с Эр-Риядом. Однако, как отметил на прошлой неделе замминистра иностранных дел Александр Салтанов, "мы против отождествления отдельных государств с терроризмом". Тем более, что официально Эр-Рияд всегда поддерживал действия Москвы в Чечне.
О кардинальном изменении отношении между двумя странами свидетельствует и тот факт, что за последний год в Москве побывало уже три саудовских делегации.
В апреле в Москве состоялись переговоры между президентом РФ Владимиром Путиным и министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом. В середине октября состоялось первое Совместное заседании российско-саудовской межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического и научно-технического сотрудничества и первый российско-саудовский бизнес форум. И, наконец, на прошлой неделе Москву во главе научной делегации посетил председатель Совета директоров Центра исламских исследований Короля Фейсала принц Турки аль-Фейсал.
Принц - серьезная фигура на политической саудовской сцене. До августа 2001 года он возглавлял разведывательный департамент Саудовской Аравии, его брат занимает пост министра иностранных дел. И хотя визит принца в Россию был частным, можно считать, что пребывание Турки аль-Фейсала в Москве проходит в рамках подготовки визита в Россию наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы.
Последние заявления Эр-Рияда означают реальный прогресс в российско-саудовских отношениях и свидетельствуют и о стремлении к прагматичности. Однако следует помнить арабскую поговорку, которую процитировал в ходе визита в Москву Турки аль-Фейсал: "Самое лучшее - посмотреть, как проявляются слова".
РИА Новости
29.10.2002 12:30
Страница от 22.12.2024 05:56